Дисквалификация как санкция, применяемая к арбитражным управляющим

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!




  
  



Азбука для потребителей услуг ЖКХ.pdf (4,78 Mb)

07.06.2017

Дисквалификация как санкция, применяемая к арбитражным управляющим

Основным изменением в практике работы территориальных органов Росреестра в части контроля (надзора) в сфере саморегулируемых организаций стало введение в действия Федерального Закона № 391 от 29.12.2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанный нормативно-правовой акт вводит отдельную часть 3.1 статьи 14.13, регламентирующую, что при повторном совершении арбитражным управляющим административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, арбитражными судами применяется такая санкции как дисквалификация сроком от шести месяцев до трех лет.   

Сказать, что указанное изменение ужесточило только ответственность управляющих было бы, исходя из практики Управления Росреестра по Тульской области (далее – Управление), неверным. В связи с рассматриваемым нововведением Арбитражным судом Тульской области ужесточились и требования к Управлению как административному органу. Судом более подробно исследуются не только все доказательства по делу, правильность квалификации Управлением вменяемых нарушений, но и дается оценка характеру правонарушения.  

Часть 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривает безальтернативную дисквалификацию арбитражного управляющего за повторное совершение административного правонарушения. Иных условий смягчения санкции по указанному составу, по мнению Управления, не предусмотрено. Таким образом, наличие у управляющего вступившего в законную силу решения арбитражного суда любого субъекта РФ о привлечении его к ответственности даже в виде предупреждения, является основанием для подачи административным органом следующее заявление о привлечении к ответственности такого управляющего по части 3.1 статьи14.13 КоАП РФ.

Исходя из проведенного в конце 2016 года очередного ежегодного совместного семинара Управления с Арбитражным судом Тульской области по проблемным вопросам, возникающим в  области как административного законодательства, так и законодательства о несостоятельности (банкротстве), должностными лицами при направлении заявлений о привлечении управляющих к ответственности по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ должны учитываться следующие признаки (критерии):

предыдущее решение о привлечении управляющего должно вступить в законную силу и содержать все доказанные факты нарушения его деятельности именно в 2016 году не ранее, т.е. после вступления  силу ФЗ № 391 от 29.12.2015 года;

нарушения, допущенные управляющим, отраженные в протоколе, составленном  по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ должны быть не только совершены в 2016 году, но и после вступления в силу предыдущего судебного акта. Только так административный орган не нарушит интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу.  Именно в данном случае мы можем говорить о повторности, поскольку арбитражный управляющий, зная о допущенных им нарушениях, зафиксированных в предыдущем судебном акте, продолжает осуществлять действия (бездействие), направленные на нарушение норм законодательства о несостоятельности (банкротстве) РФ;

предыдущий судебный акт может быть использован административным органом в качестве доказательства повторности в течение года с момента вступления его в законную силу в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ.  

Анализируя проблемы применения нормы, установленной частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, не стоит забывать и об арбитражных управляющих, которые негативно относятся к такому нововведению, обжалуя применение к ним дисквалификации в вышестоящие инстанции, в том числе и посредством привлечения в деле профсоюза арбитражных управляющих. Необходимо отметить, что в настоящее время именно в связи с активными действиями управляющих Третьим арбитражным апелляционным судом по делу № А33-25256/2016 в связи с неопределенностью в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 1, статьи 2, части 1 и 2 статьи 8, частей 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35, частей 2 и 3 статьи 55) установление законодателем в части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской наказание только в виде дисквалификации направлено обращение (запрос) в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности ФЗ № 391 от 29.12.2015 года.

На сегодняшний день нельзя говорить о разрешенности и однозначности применения новой нормы части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ достаточно жесткой и влекущей необратимые последствия для арбитражных управляющих (выход из числа членов саморегулируемой организации, прохождение повторного обучения и т.д.). Думается, что лишь вышестоящие судебные инстанции и практическое применение судами определенного региона рассматриваемого нововведения в административное законодательство сможет впоследствии привести к единообразию взглядов на имеющуюся проблему.    


Возврат к списку








Перейти в Панель Управления.